Сергей Кухтуеков поделился видеороликом, снятым, по его словам в Онгудае, куда он приехал «по просьбе депутатов районного Совета на собрание, которое посвящено двум вопросам. Первое – это политический кризис в Онгудайском районе, который длится уже скоро полгода и второе – попытка найти основу для компромисса, чтобы этот кризис разрешить. Чапай Георгиевич Огнев пригласил меня на это собрание, также приехал депутат Шебалинского райсовета Евгений Соколов».

Предлагаем вниманию читателей расшифровку их небольшого разговора.

 

С.К.: - Сейчас мы коротко побеседуем, выразим свое мнение по тому, что произошло. Итак, что сегодня было за мероприятие и чего хотели добиться?

Ч.О.: - Я хотел, чтобы люди собрались и положили конец этому политическому кризу. Но, к сожалению, по разным причинам к решению вопроса мы не смогли прийти. Кризис начался с того, что главы поселений написали два письма Главе Республики Алтай о том, что они не могут работать, взаимодействовать с главой района. Решения не было. Мы в составе депутатов приняли решение и отправили главу района в отставку, потому что когда мы исполняли свои полномочия, было много вопросов – и по земле, и так далее, ну и, конечно, взаимоотношения с главой, главным органом власти в районе. Мы думали, что ситуация не может быть в таком порядке и вынесли такое решение. Мы, конечно, видели, что дело идет к какому-то авторитаризму и сомневались в душе, правильно мы делаем или нет, но развернувшаяся ситуация показывает, что мы приняли правильное решение, потому что ныне действующий глава района привык такое решать силовыми методами, путем давления, преследования – через колено. Мы видим, что сейчас все ведут к тому, чтобы распустить депутатов и сейчас сомнений в правильности наших действий уже нет. Думаю, то, что мы проголосовали за отставку – это мы сделали правильно.

- Евгений, вы со стороны наблюдаете за этими процессами, наверняка как-то они коррелируются с теми процессами, что происходят у вас районе?

Е.С.: - С одной стороны, мне, оппозиционеру с левыми взглядами, можно стоять в стороне и смотреть, как единороссы бьются друг с другом, но это неправильно, это системная ошибка. Я не знаком, конечно, с глубинными причинами кризиса в Онгудайском районе, но есть некоторые общие наши проблемы. Это несовершенство №131-ФЗ, это желание власти выстроить абсолютную вертикаль вразрез принципам демократии; это желание власти, чтобы депутаты были не слугами народа, как подобает, а чтобы депутаты были слугами этой системы. С этим надо бороться, этому надо сопротивляться. Если обратиться к основам, то источником власти является народ. На выборах народ уполномочивает быть своим представителем на муниципальном уровне депутатов районных советов, депутатов сельских поселений, глав сельских поселений. Вот эти три категории – они первичны и они избраны, чтобы реализовать волю избирателей. Исполнительная власть, чиновники и даже глава района – это все вторично. Мы знаем, что согласно №131-ФЗ при процедуре отставки главы необходимо слово губернатора, но также мы все понимаем, что глава района сегодня в некотором роде наемный менеджер, не более, а главы поселений, депутаты – они представляют народ. Если губернатор при своем решении не учитывает мнения депутатов и глав поселений, то таким образом губернатор не учитывает мнения народа, а это неправильно. Сегодняшняя ситуация может привести к роспуску районного совета – это опять ввиду несовершенства федерального 131-го закона. Вот это бодание – оно ни к чему доброму не приведет. Депутаты районных советов поставлены в такие условия... полномочий – пшик, реальных рычагов воздействия – нет, сильные все рычаги – у исполнительной власти. И, к сожалению, пока гражданское общество не проснулось, ничего хорошего не будет, потому что депутаты испытывают давление со стороны исполнительной власти, а должны испытывать давление лишь со стороны своих избирателей. Избиратели же, к сожалению, в большинстве своем молчат. Лично для меня Андрей Александрович Мунатов, может быть, при всех его плюсах, это человек системы, а эта система для меня является злом. Мирон Георгиевич, конечно, тоже чиновник с большим багажом, есть там и плюсы, и минусы, не мне судить, каким он был главой района, не мне судить, какой он депутат, я об этом не знаю. Но я знаю о нем как о человеке, потому что когда несколько лет назад губернатор Бердников материл алтайцев, только один человек среди руководителей высокого положения осмелился сказать слово против – это Бабаев. И народ Горного Алтая это помнит. Исходя из этого, я понимаю, что такие люди все-таки должны оставаться в законодательной власти. Но пока диалога нет.

- Чапай Георгиевич, чем опасна ситуация с роспуском совета для населения? Каковы негативные последствия?

Ч.О.: - Сильно негативных последствий нет, потому что для населения нет сильно большой разницы, я не думаю, что депутаты имеют такие полномочия, чтобы решать все вопросы... Дело в том, что, получается, у нас нарушится равновесия власти в районе, на исполнительном, политическом поле района останется один человек, личный наместник – глава района. И все. Получается, никакие другие органы власти не будут иметь влияние и работать не будут. А вы все понимаете, что когда дело идет к единоличному правлению, то это влечет различного рода злоупотребления, отсутствие контроля над исполнительной властью. Получается, человек бесконтролен и может делать что хочет, а это ведет к большому соблазну, перед которым никто не устоит.

- Бюджетные процессы затормозятся? Есть какие-то риски в плане исполнения бюджета района, финансирования, отопительного сезона?

Ч.О.: - Риски — да, будут, потому что решения по утверждению бюджета, распределению денежных средств в районе принимаются советом депутатов, а если он будет распущен, то непонятно, каким тогда образом будут эти решения приниматься. Ну, может быть, исполнительная власть думает, что найдет какую-то лазейку в этой ситуации и как-то будет эти вопросы решать. Не должно быть так. Избрали депутатов – я не говорю про себя – избрали молодых людей, пошло уже поколение 80-х, они первый раз созвались в совет и сейчас будут полномочия этих молодых людей, которые только выходят на политическую арену, блокироваться, совет будет распускаться... Они получат негативный опыт работы в политической системе.

- Сколько осталось совету работать?

Ч.О.: - Еще четыре года.

 

Комментарий Сергея Кухтуекова:

- Сейчас на примере Онгудайского района четко прослеживается слом всей системы управления; мы возвращаемся к системе, которая была во времена татаро-монгольского ига – когда на территории, которая была порабощена и захвачена кочевниками, существовали органы местного самоуправления, но они все подчинялись ставленникам, наместникам и прочим «администраторам», которые имели ярлык на управление территорией. Сейчас мы наблюдаем нечто подобное — существует реально действующая система самоуправления, которая подтверждается прямыми и всенародными выборами, то есть, жители муниципалитетов выбирают свой совет муниципального образования, главу муниципального образования, а значит, у них есть прямой мандат и прямое доверие жителей, которые за них проголосовали (то есть большинства). Также есть районный совет Онгудайского района, который тоже имеет мандат доверия от большинства жителей и сформировался прямым открытым голосованием. С другой стороны, мы имеем фигуру, которая была фактически назначена, «отфильтрована», ее утверждали не напрямую жители района, а через своих представителей-посредников. Это и есть своеобразный фильтр, он не всегда учитывает мнение большинства жителей района, фактически, судьбу руководителя района в Онгудае решают 11 человек. Всего 11 человек могут изменить судьбу района! Это слишком малое количество для того, чтобы система была сбалансирована. Есть еще один фильтр – это комиссия, которая в той или иной степени утверждает претендента. Через комиссию простому гражданину пройти достаточно сложно, это еще более жесткая очистка от неугодных людей. Ну и есть партийный фильтр. Как правило, партия «Единая Россия» доминирует и в самой партии не особо прислушиваются к мнению рядовых членов, а все решает управляющая верхушка, лидеры. Поэтому три этих фильтра отметают всех неугодных претендентов и делают систему авторитарной. Эта система наместников в Онгудае пришла противоречие с системой демократической, где есть всенародные прямые выборы. На сегодня демократическая система терпит поражение, она не может справиться с наглым, жестким, изощренным давлением со стороны исполнительной власти. Кризис, тупик, и у исполнительной власти нет желания договариваться, а есть жаление додавить ситуацию, потому что они считают, что если этого не сделают – потеряют лицо. Здесь им не хватает мудрости, дальновидности, понимания, что жизнь проходит и срок полномочий тоже истекает, а когда он закончится, они станут такими же людьми, и злость и недовольство жителей таким беспардонным поведением может просто вылиться на них, когда они уже не будут во власти. Видимо, они думают, что это никогда не закончится и поэтому так нагло и вызывающе себя ведут. Я как депутат Республики Алтай, конечно же, на стороне тех, кому напрямую доверили свою судьбу простые жители района и, разумеется, я сторонник сбалансированности власти исполнительной и законодательной. На сегодня этого баланса нет – исполнительная власть доминирует, а эта безнаказанность может привести к вседозволенности и серьезным злоупотреблениям. Считаю, что если народ проголосовал через своих представителей за отставку главы района, то главе района нужно быть мужчиной и принять этот удар, выдержать его и спокойно уйти, а не бегать бегать по судам и не давить на депутатов разными способами – кого-то запугивать, кого-то задабривать, но в целом вести к тому, что власти в районе скоро не будет.

Мне вообще нравится преамбула действующего закона о гарантиях избирательных прав граждан – «демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме».

Еще важное замечание – во время оживленных баталий на комитете в Государственном Собрании по поводу возврата всенародных выборов один из представителей партии «Единая Россия» в запальчивости, на эмоциях высказал то, что, в принципе, витает в воздухе – он пояснил, что система назначений глав районов поможет губернатору республики комфортно и удобно управлять регионом. То есть, без этой системы, по мнению автора высказывания, управлять регионом будет сложнее. На самом деле, так и есть, но, к сожалению, дает и понимание того, что не хватает и управленческого опыта, зрелости. И вот это управление через силу, через колено – оно говорит о слабости исполнительной власти в лице губернатора. Он показывает, что не умеет договариваться, чуть что – начинает применять силу, угрозы, подкуп, шантаж и так далее. Управленческая вертикаль замыкается на губернаторе, а губернатор в этом плане слаб. Его советник в лице руководителя аппарата тоже слаб и у него есть свои привычки, которые входят в противоречие с привычками народа быть свободным, свободно выбирать, иметь право самому избираться. Эти противоречия сейчас затянулись в очень тугой узел.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.67 (3 голосов)